Содержание всего 3% дорожных реагентов в почве губительно для флоры

ПЕРМЬ, 13 октября. //. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) обнаружили предельную опасную концентрацию дорожных реагентов. Исследование показало, что содержание в почве всего лишь 3% реагентов с добавлением хлорида кальция является губительным для флоры, сообщили в пресс-службе вуза.

"Для обеспечения безопасности в России ежегодно применяются миллионы тонн антигололедных реагентов. Но после выполнения своей задачи химические компоненты этих материалов вместе с талым снегом попадают в придорожные почвы и водоемы. Это запускает процесс засоления, делая землю малопригодной для растений. Проблему усугубляет снегоуборочная техника, которая отбрасывает загрязненный снег на 50 метров от дороги, а ветер и брызги от колес разносят соли еще дальше. Чтобы оценить риски влияния на окружающую среду, ученые Пермского политеха провели масштабное двухлетнее исследование и определили порог концентрации таких антигололедных материалов, опасный для природы большей части регионов России", - сообщили в ПНИПУ.

По данным исследователей, традиционная смесь реагентов - хлорид натрия или техническая соль - теряет свою эффективность в сильные морозы, которые характерны для 60% территории России. Поэтому в производство внедряют составы с добавлением хлорида кальция, которые активны даже при минус 30 градусах, но могут иметь последствия для экологии.

Изучая вопрос влияния реагентов на экологию, ученые пермского вуза отобрали пробы снега и дерново-подзолистой почвы на разном расстоянии от одной из федеральных трасс: 10, 25, 50 и 100 метров. Это позволило понять, каково изначально загрязнение обычной земли у обработанных дорог. Для комплексной оценки воздействия на экосистемы были использованы "биоиндикаторы": семена редиса, водоросли, дафнии (маленькие рачки) и коллемболы (мелкие членистоногие). Эти организмы, по словам ученых, дают мгновенную реакцию на загрязнение и помогают комплексно оценить опасность для водной среды и почвенной экосистемы.

"Исследование показало, что талая вода от снега, собранного даже в 10 метрах от трассы, не оказывает острого токсического действия на прорастание семян редиса, развитие дафний и микроводорослей. Это означает, что основной объем реагента не создает в снежном покрове опасных концентраций. Несмотря на эту способность к самоочищению, антигололедные покрытия все же оказывают давление на экосистему. По мере приближения к трассе почва становится более засоленной и щелочной, разнообразие растений снижается: в 25 метрах от дороги мы насчитали 29 видов, а в 10 метрах - всего 15. Более того, пробы самой почвы, взятые на всех расстояниях вплоть до 100 метров, демонстрировали фитотоксичность - то есть семена редиса в ней прорастали хуже и давали более слабые ростки, чем в чистом грунте", - рассказал профессор кафедры охраны окружающей среды ПНИПУ, доктор химических наук Андрей Леснов.

На втором этапе ученые изучали влияние малоизученного реагента на основе хлорида натрия и кальция с процентным соотношением компонентов примерно 78% и 21%, которое используется на производстве. На изолированных участках в 140 метрах от дороги были внесены разные дозы: 0,70 и 700 грамм на квадратный метр. Через месяц пробы этой земли показали экстремальное засоление в месте с максимальной дозой. Однако следующей весной, после таяния снега, почва практически полностью очистилась от загрязнения. Это означает, что соли хорошо вымываются талыми и дождевыми водами из верхнего слоя и не накапливаются в опасных масштабах. Чтобы определить порог безопасности, в лабораторных условиях исследователи проверили максимально допустимое содержание реагента.

"Концентрация свыше 3% в грунте оказалась губительна для растений, а для самых чувствительных почвенных членистоногих - коллембол - опасное количество составило уже 2%", - отметил Леснов.

Однако, по словам ученого, в реальных полевых условиях после зимы таких экстремальных уровней загрязнения не наблюдалось. А максимальное значение солесодержания в почве рядом с дорогой, зарегистрированное в ходе двухлетнего мониторинга, не превышало 0,2%, что говорит о том, что прямое токсическое воздействие нового усиленного реагента (хлорид натрия и кальция) ограничено благодаря способности земли к самоочищению. 

ПЕРМЬ, 13 октября. //. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) обнаружили предельную опасную концентрацию дорожных реагентов. Исследование показало, что содержание в почве всего лишь 3% реагентов с доба…